Экзамен (Олег СЫЧЕВ, Владимир СЕНИЧЕНКО)
Несмотря на все различия между разными факультетами в форме сдачи экзамена по географии (билеты или тесты), существует два сходства:
-
обязательно есть вопросы, связанные с картой (устный ответ по карте и/или работа на контурной карте);
-
билеты и тесты составлены в рамках школьной программы по географии.
Не помешает и знание того, что выходит за школьные рамки: географические научные парадигмы, имена ученых-географов и путешественников, не упоминаемые в учебниках, дополнительные сведения о разных территориях Земли, знание приборов и инструментов, применяемых в географии. На устном вступительном экзамене обращают внимание и на эрудицию абитуриента, и на культуру его речи.
Типичные ошибки
-
Многие абитуриенты при изучении географии России не знают… республик бывшего Советского Союза. Для старшего поколения это нонсенс, но на экзамене такое обнаруживается часто.
-
Ребята плохо представляют себе современное административное деление России, для многих Чечня — «заграница»...
-
«Плавают» в климатических зонах, на просьбу перечислить самые развитые экономические страны называют Турцию, Венгрию и несуществующую уже Югославию.
-
Бывает, абитуриенты не могут найти на карте озеро Байкал, не знают, что Эльбрус — самая высокая горная вершина на территории России. У них поверхностные представления о природных месторождениях: где находится нефть и газ — более-менее ориентируются, но затрудняются показать залежи цветных металлов.
-
Другая проблема заключается в том, что современные молодые люди в принципе мало интересуются тем, что происходит вокруг. Нередко преподаватели сталкиваются с достаточно ограниченным кругозором, нежеланием работать и думать самостоятельно. Некоторые не смотрят новостных передач, не читают газет — поэтому они не в курсе последних событий в экономике, политике разных стран, которые еще не отражены в учебниках. Весь этот комплекс трудностей в изучении географии заставляет еще раз задуматься о более детальной подготовке и проработки экзаменационного материала по предмету.
Чтобы можно было эффективно самостоятельно подготовиться к поступлению на географический факультет, нужен как минимум год упорного труда. Даже если вы себя считаете вундеркиндом и у вас отличная память, в том числе зрительная, подготовиться менее чем за год нереально.
* * *
Главные источники знаний для самоподготовки — школьные учебники и атласы по географии. И хорошо, если у вас сохранились старые школьные тетради по географии, которые могут дополнять учебную литературу.
Карты и атласы
«Карта — это альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Да, это самое главное в профессии географа. Это квинтэссенция любого географического исследования, которое картой начинается и картой же заканчивается.
Кроме базовых физической и политико-административной карт России и мира абитуриент должен хорошо ориентироваться в экономических картах по курсу географии 9 и 10 классов. Важно умение читать экономическую карту с использованием целого ряда условных знаков и на умение составлять характеристику хозяйства территории (страна или район) по такой карте без использования поясняющего текста учебника.
Многие абитуриенты так и не стали студентами геофаков, не сумев хорошо ответить по карте или выполнить задание на контурной карте — даже успешно дав ответ на остальные вопросы билета или теста. Без отличного знания географической номенклатуры, список которой есть в программах для поступающих, вожделенного студенческого билета не получить.
Не зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет. А чтобы уметь по ней ориентироваться, быстро находить разные объекты на карте, нужно тренировать свою зрительную (визуальную) память. У хорошего географа должна быть хорошая зрительная память: это профессиональное требование.
Трудность. На экзамене абитуриенты затрудняются подписать на контурной карте (или показать на настенной карте) необходимые объекты — даже страны!
Прием. Основное правило самоподготовки: каждый день хотя бы минут по 10–15 просматривайте школьные атласы за все годы обучения и каждый день учите физическую и административно-политическую карты России, а также физическую и политическую карты мира.
Что делать, чтобы лучше запомнить карту?
А. Просите своих домашних или друзей поспрашивать вас по тем картам, которые вы сегодня изучали.
В. Берите чистую контурную карту и сами по памяти наносите по возможности максимальное количество объектов. Делайте так как можно чаще. Поэтому заранее заготовьте побольше ксерокопий контурных карт разных территорий Земли (прежде всего — России; материков и мира в целом).
С. На чистом листе бумаги по памяти рисуйте контур просмотренной на карте территории. Потом внутри контура отмечайте самые важные объекты: столицы стран, большие города, важные транспортные магистрали, крупные реки и озера, значительные горы и равнины, месторождения полезных ископаемых.
Не ленитесь, эти несложные, но эффективные для увеличения емкости вашей памяти операции проделывать регулярно: хотя бы 1–2 раза в неделю. Пусть в вашей комнате помимо стопки школьных атласов по географии за 6–10 классы и комплекта контурных карт будут еще и настенные физическая и политическая карты России и мира.
Сейчас в продаже карты и атласы разных издательств. Желательно, чтобы атласы за все годы были выпущены в одном и том же издательстве.
Трудность. Одним из трудных моментов является сравнительный анализ двух или более карт, когда путем наложения разных тематических карт нужно определить взаимосвязи тех или иных объектов и установить между ними причинно-следственную связь. Например, сравнить физическую, тектоническую карты и карту полезных ископаемых.
Прием. Производите вычисления по картам: с помощью масштаба вычисляйте расстояния, длины и площади; определяйте направления по азимуту; находите географические координаты искомых объектов — и, наоборот, по известным координатам отыскивайте сам объект.
Учитесь устанавливать причинно-следственные связи между разными объектами Земли, например между типом климата и режимом реки или между почвенно-климатическими условиями и специализацией сельского хозяйства в данном районе.
Картографическая самоподготовка возможна и при помощи электронных средств (карты и атласы на CD отечественных и зарубежных издательств). Если же ваш компьютер подключен к интернету, воспользуйтесь широким спектром учебно-познавательных карт, атласов и аэро- и космических снимков разных районов Земли, представленным в Сети.
Учебники
Параллельно с ежедневной подготовкой по картам вы должны повторить практически весь курс школьной географии с 6-го по 10-й класс: на его основе и составлены программы экзаменов для абитуриентов. Вам понадобятся обычные школьные учебники по географии (и желательно последних изданий). Кстати, существуют и их электронные версии на CD или DVD, где помимо текста, картографического и иллюстративного материалов есть еще и тесты для самопроверки — причем свою оценку вы узнаете сразу после тестирования.
Надо готовиться только по основным (базовым) учебникам географии с грифом «Рекомендовано [или допущено. — О. С.] Министерством образования Российской Федерации».
Неплохие дополнения к базовым учебникам географии:
за курс 7-го класса: А. А. Лобжанидзе — «География. Земля и люди», И. В. Душина, Т. Ю. Притула, Т. Л. Смоктунович — «Земля — планета людей»;
за 8-й класс: Э. М. Раковская «География. Природа России»;
за курс 10-го класса: В. Я. Ром, В. П. Дронов «Экономическая и социальная география мира», А. П. Кузнецов «География. Население и хозяйство мира».
Основная масса вопросов охватывает классы с 8-го по 10-й. Нужно хорошо знать и начальный курс (темы «План и карта», «Масштаб», «Азимут») и курс географии материков и океанов (7 класс), где дается представление о природно-территориальном комплексе, географической оболочке Земли и о законе географической зональности как о краеугольных понятиях всей географии.
Самые важные и трудные темы
6 класс
1. Масштаб. Разные виды масштаба. Как с помощью масштаба по карте и на плане местности определять расстояния, длины (в том числе криволинейных объектов) и площади.
2. Азимут. Определение направлений по плану.
3. Ориентирование на местности. Чертеж плана местности.
4. Чтение плана местности.
5. Горизонтали (изогипсы). Построение горизонталей на плане.
6. Градусная сетка. Географические координаты (параллели и меридианы). Определение координат объектов на карте и по известным координатам, определение объектов.
На понятиях масштаба, азимута и градусной сетки в географии базируются все математические вычисления. А современная география тесно сопряжена с математикой (особенно картография, метеорология, океанология и гидрология). В МГУ математику изучают все географы-первокурсники, а на некоторых кафедрах математика и физика преподаются по 5-й курс включительно. Для более продуктивного усвоения темы «План и карта» нужно почаще самому производить разные математические вычисления по плану местности и топографической карте, которые есть как в школьных атласах, так и в отдельных печатных изданиях.
7. Как Луна влияет на движение океанских вод.
8. Образование глыбовых и складчато-глыбовых гор. Горст и грабен.
9. Принцип работы барометра и гигрометра.
10. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
11. Распределение солнечного света и тепла на Земле.
7 класс
1. Имена известных первооткрывателей разных частей Земли (мореплаватели, путешественники, ученые-географы) и даты совершенных открытий (год открытия).
Для лучшего усвоения данной темы помимо соответствующих параграфов в учебнике рекомендуется прочитать трехтомник Ж. Верна «Открытие Земли» и (или) книги И. П. Магидовича и В. И. Магидовича «Очерки по истории географических открытий».
2. Взаимосвязь рельефа, строения земной коры и полезных ископаемых.
3. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Схема воздушных масс у поверхности Земли. Пассаты. Муссоны.
4. Сила Кориолиса.
5. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
6. Круговорот веществ и энергии на Земле.
7. Природный комплекс. Закон географической зональности. Природные зоны и высотная поясность.
8. Закономерности географической оболочки (целостность, ритмичность, зональность).
8 класс
1. Разница во времени на территории России. Часовые пояса.
2. История заселения и исследований территории России.
3. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая таблица. Чтение геологической карты. Установление взаимосвязей между геологической картой и картой рельефа.
4. Платформы и складчатости (геосинклинали). Щиты.
5. Последствия четвертичного оледенения. Моренный рельеф.
6. Климатообразующие факторы. Радиационный баланс территории. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты. Чтение климатической и синоптической карт.
7. Закономерности в распределении основных элементов климата на территории России. Изотермы и изогиеты. Коэффициент увлажнения территории.
8. Взаимосвязь режима рек с типом климата.
9. Взаимосвязь типа почвы, типа климата и типа растительности.
10. Природно-территориальный комплекс. Ландшафт.
11. Чтение комплексного профиля, проведенного через какую-то территорию.
12. Взаимосвязь человека и природы. Рациональное природопользование.
9 класс
1. Естественный прирост населения. Типы воспроизводства населения. Эмиграции и иммиграции. Вы твердо должны уяснить разницу между этими двумя понятиями. Почему-то на таких пустячных вопросах срезается немалое количество абитуриентов.
2. Субъект федерации. Анклав.
3. Чтение половозрастной пирамиды.
4. Урбанизация. Агломерация.
5. Формула плотности населения.
6. Антропогенный ландшафт.
7. Состав и структура хозяйства России.
8. Воспроизводимые, невоспроизводимые, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.
9. Агроклиматические ресурсы.
10. Рекреационные ресурсы.
11. Структура агропромышленного комплекса (АПК).
12. Топливно-энергетический баланс.
13. Факторы размещения производства. Специализация и кооперирование. Комбинат.
14. Состав химической промышленности.
15. Третичный и четвертичный сектора экономики. Инфраструктура. Конверсия производства. Транзит. Грузооборот и пассажирооборот.
16. Импорт и экспорт. ВВП (валовой внутренний продукт). Казалось бы, легкие понятия — но, увы, абитуриенты спотыкаются.
17. Район (природный и экономический). Районирование территории: принципы и методы.
18. Прогнозирование в географии.
10 класс
1. Географическое положение.
2. Суверенное государство. Типология стран. Республика. Монархия. Федеративное и унитарное государство. Теократия. Геополитика.
3. Географическая (окружающая) среда. Географический детерминизм и фатализм. Ресурсообеспеченность. Классификация природных ресурсов. Морские конкреции. Шельф. Геоэкология.
4. Демография. Воспроизводство населения. Депопуляция и демографический взрыв. Демографическая политика в разных странах. Качество жизни населения. Уровень и темпы урбанизации. Миграции.
5. НТР и НТП (научно-техническая революция и научно-технический прогресс): влияние на структуру и географический рисунок хозяйства. Интенсификация и экстенсификация хозяйства. МГРТ (международное географическое разделение труда). Отрасль международной специализации. Международная экономическая интеграция. Мировое хозяйство. ТНК (транснациональные компании).
6. Отраслевые и региональные экономические группировки. ОПЕК. АСЕАН. ЕС. СНГ. НАФТА.
7. Критерии деления стран на развитые и развивающиеся. Центр и периферия. Факторы размещения международных отраслей специализации.
8. Глобальные проблемы человечества.
В тестах есть и немалое количество вопросов по той или иной территории. Абитуриент должен на очень хорошем уровне иметь представление о ключевых странах мира (США, Канада, Европейский Союз, Германия, Китай, Индия, Япония, Австралия, Бразилия, ЮАР, страны Персидского залива). Необходимо знать про все экономические районы России (Центральный, Поволжский, Уральский и т. д.).
Какие цифры надо помнить
-
-площадь и численность населения всей Земли и России;
-
-место России в мире по площади территории и численности населения;
-
-первые десять стран мира по площади территории и численности населения;
-
-численность населения Москвы и Санкт-Петербурга;
-
-количество народов России;
-
-уровень урбанизации России;
-
-средняя плотность населения в России;
-
-расстояние от Земли до Солнца и Луны;
-
-длина экватора Земли;
-
-угол наклона земной оси к плоскости орбиты Земли;
-
-экваториальный и полярный радиусы Земли;
-
-количество морей, омывающих территорию России;
-
-количество городов-миллионеров в России (городов с числом жителей более миллиона человек);
-
-высота Эвереста и глубина Марианской впадины;
-
-высота самой высокой точки в России (гора Эльбрус) и максимальная глубина озера Байкал;
-
-количество субъектов Российской Федерации и количество штатов США;
-
-координаты Москвы и своего родного населенного пункта;
-
-количество часовых поясов в России;
-
-длина сухопутной и морской границы России;
-
-год открытия Христофором Колумбом Америки;
-
-год открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым;
-
-годы открытия южного и северного полюсов Земли;
-
-год достижения русскими землепроходцами восточного берега Тихого океана;
-
-температура замерзания морской соленой воды;
-
-средняя соленость вод Мирового океана;
-
-процентный состав воздуха в земной атмосфере;
-
-толщина разных слоев Земли и земной атмосферы;
-
-нормальное атмосферное давление;
-
-год распада СССР;
-
-год возникновения Европейского Союза
Новейшая географическая статистика по всем странам мира, собранная в удобную таблицу, опубликована в газете «География» (№ 7 за 2007 год).
Самые нужные графики, схемы, таблицы и диаграммы
6-й класс, рисунки:
«Географическая широта»;
«Географическая долгота»;
«Схематический разрез дна океана»;
«Поперечный профиль долины реки»;
«Строение атмосферы»;
«Зависимость количества водяного пара от его температуры»;
все рисунки темы «Распределение солнечного света и тепла на Земле».
7-й класс, рисунки:
«Деление карт на группы»;
«Распределение поясов атмосферного давления»;
«Движение воздуха в тропосфере»;
«Строение географической оболочки»;
«Взаимосвязи компонентов природного комплекса».
8-й класс, рисунки:
«Административно-территориальное устройство России»;
«Антициклон и циклон», «Почвообразующие факторы»;
«Вида антропогенных ПТК»;
«Высотная поясность в горах Кавказа и Урала»;
«Механический прирост населения»;
«Половозрастная пирамида»;
«Отраслевая структура хозяйства России»;
«Межотраслевые комплексы».
таблицы:
«Крупнейшие городские агломерации России»;
«Типы и виды природных ресурсов».
9-й класс, рисунки:
«Состав химической промышленности России»;
«Состав и связи машиностроительного комплекса»;
«Специализация и кооперирование машиностроения»;
«Состав АПК России»;
«Отраслевой состав пищевой промышленности»;
«Схема технополиса».
таблица:
«Факторы размещения производств химической промышленности».
10-й класс:
рис. «Половозрастные пирамиды по 1-му и 2-му типам воспроизводства населения»;
диаграммы, характеризующие отраслевой состав хозяйства стран Зарубежной Европы в теме «Зарубежная Европа»;
таб. «Страны с монархической формой правления»
Пособия
хрестоматии по географии;
географические энциклопедии;
документальные фильмы по географии на DVD или видеокассетах;
телефильмы каналов BBC, Discovery Channel;
телепередачи («Вокруг света», «В мире животных»);
журналы (GEO, «Вокруг Света», National Geografic);
газета «География»;
электронные образовательные средства на DVD/CD издательств «Просвещение», «Дрофа», «Новый диск», «Кирилл и Мефодий»;
электронные атласы и карты на DVD/CD («Национальный атлас России», «Microsoft Encarta»).
Ссылки
словарь географических названий
http://geo.metodist.ru (ссылки с сайта);
занимательная география;
http://heraldry.hobby.ru — гербы городов Российской Федерации
большой геокаталог-форум интернет-ресурсов по географии (разработка О. Сычева и В. Сениченко)
http://kibergeograf.mybb.ru — снимки Земли, в том числе в реальном времени;
проект «Всемирная география»
www.9151394.ru (проект «География») — ссылки на самые востребованные сайты, где представлены коллекции карт и атласов, аэро- и космических снимков разных районов Земли, фото- и видеоматериалов из разных мест Земли, интересная статистика;
проект «Страны мира»
www.museum.msu.ru — Музей землеведения МГУ;
проект «Научная сеть»
www.nature.ru — фотографии из множества мест Земли и космические снимки Земли
фотографии разных мест России, сгруппированные по экономическим районам.
www.polpred.ru — экономико-правовые справочники по 180 странам (включая Россию)
география мира
Соревнования
Хорошим подспорьем в самоподготовке станет ваше участие в разных географических олимпиадах и конкурсах, как в очной, так и в заочной (в том числе — по интернету) форме. Например, каждый год (обычно в последнее воскресенье декабря) на геофаке МГУ им. Ломоносова проводится очная олимпиада для всех желающих начиная с 6-го класса. Координатор этой олимпиады — сотрудник факультета М. П. Коршунова.
Самой популярной заочной дистанционной олимпиадой по географии, проводимой в несколько этапов по Интернету, является Дистанционная обучающая олимпиада по географии (ДООГ) (http://eduland.ru/doo-geo).
Контроль
Для успешной самоподготовки надо как можно чаще тестироваться. Да и в ряде вузов вступительный экзамен по географии проводится в форме теста. В последнее время все более популярными становятся тесты в онлайновой форме: пройдя их, можно сразу узнать свою оценку — и можно сколько угодно раз отрабатывать одну тему. Эти тесты выпущены на компакт-дисках, они есть и на некоторых сайтах:
www.edunews.ru, http://geoinf.jino-net.ru.
http://kibergeograf.mybb.ru