Экзамен в основной школе

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

 

 

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году

 

            Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2009 году по 9 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом по этим предметам создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания каждого предмета.

При разработке шкалы оценивания результатов выполнения экзаменационных работ использовались экспертные методы, основанные на анализе содержания каждого задания и всей экзаменационной работы, а также анализе результатов выполнения заданий и работы в целом разными группами учащихся, имеющими различную подготовку по предмету. В процессе работы согласовывались позиции экспертов относительно требований к уровню подготовки учащихся, необходимых для получения различных отметок по традиционной 5-балльной шкале. За основу были взяты требования к уровню подготовки, сформулированные в образовательных стандартах 2004 года.

Рекомендации, подготовленные специалистами Федеральных предметных комиссий, носят рекомендательный характер. Это связано с тем, что в 2009 году к проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме подключились новые регионы, а также были разработаны экзамены по новым предметам. В связи с этим территориальной экзаменационной комиссии рекомендуется перед процедурой перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу провести предварительный анализ результатов выполнения учащимися экзаменационных работ и внести при необходимости корректировки в предлагаемую шкалу оценивания. Рекомендации по корректировке шкалы по отдельным предметам приводятся ниже. Факт изменения шкалы пересчета должен быть зафиксирован в отчете территориальной предметной комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.

Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, а также для формирования профильных классов. В ряде регионов эти данные используются для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.

Для обсуждения по ряду предметов даны рекомендации по использованию результатов экзаменов в различных целях.

 

Ниже приведены рекомендации по пересчету баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году по девяти предметам.

 

 

ГЕОГРАФИЯ

Каждый вариант экзаменационной работы включает 18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня  сложности и 4 задания высокого уровня сложности.

К заданиям базового уровня, как правило, относятся задания, которые должны выполняться от 60% до 90% выпускников с удовлетворительной подготовкой. Эти задания проверяют умения называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений, описывать положение на карте географических объектов и ареалы распространения географических явлений, умения определять расстояния и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников (карты, статистические данные) географическую информацию, представленную в явном виде.

К заданиям повышенного уровня относятся задания, которые должны успешно справляться 50% – 75% выпускников с хорошей подготовкой и 60% - 90% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации, сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.

К заданиям высокого уровня относятся задания, которые должны успешно справляться 60% – 75% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 33. В том числе 18 за выполнение заданий базового уровня сложности, 8 - за выполнение заданий повышенного  уровня сложности и 7[1] - за выполнение заданий высокого уровня сложности.

Отметки по пятибалльной шкале рекомендуется выставлять в зависимости от общего количества баллов, полученных выпускниками за выполнение всех заданий экзаменационной работы.

При пересчете общего балла в отметку по пятибалльной шкале рекомендуется использовать следующую схему:

 

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

 

Отметка по 5-бальной шкале

2

3

4

5

Общий балл

менее 12

12-18

19-26

27-33

 

При определении нижней границы отметки «3» учитывались результаты выполнения экзаменационной работы  базовых регионов. Для того чтобы набрать 12 баллов учащемуся необходимо выполнить не менее 65% заданий базового уровня сложности. При этом учитывается, что невыполнение одного или нескольких заданий базового уровня может компенсироваться за счет выполнении заданий повышенного и высокого уровней сложности, в том числе оцениваемых политомически.

В отдельных случаях, с учетом специфики того или иного региона (новизна и непривычность формы экзаменационной работы для учащихся, особенности прохождения программы, и пр.) возможно выставление удовлетворительной отметки «3» при первичном балле ниже 12, но не менее 10.

Оценка «4» выставляется, если ученик набрал не менее 19 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и 1 задание повышенного уровня сложности.

Оценка «5» выставляется, если ученик набрал не менее 27 баллов, то есть выполнил все задания базового и повышенного уровня и хотя бы одно задание высокого уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровня может компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого уровня сложности.

Поскольку экзамен проводится в режиме эксперимента, то регион может скорректировать шкалу пересчета в соответствии с полученными результатами. Так, например, если какое-то задание выполнено учащимися существенно ниже уровня, предусмотренного спецификацией, и анализ показал, что это связано с особенностями методики преподавания по конкретному УМК, используемому в регионе, то это задание может быть исключено из рассмотрения при пересчете баллов. Методическими службами в этом случае должны быть определены и предложены меры по внесению необходимых коррективов в учебный процесс.

В случае наличия конкурса для поступления в класс, в котором предполагается изучение географии на профильном уровне, при отборе учащихся может использоваться первичный балл. Учащимся, получившим неудовлетворительную отметку на экзамене, целесообразно рекомендовать отказаться от поступления в такие классы.



[1]  Три из четырех заданий высокого уровня сложности оцениваются политомически, то есть максимальный балл за их выполнение составляет 2.

 

 

 адресат информации: http://kraioko.perm.ru/